воскресенье, 10 декабря 2017 г.

Дизайн советских дальномерок

Большинство советских дальномерок и по конструкции, и по дизайну восходят к Leica II, эпохальному творению Оскара Барнака. Для начала 1930-х годов этот фотоаппарат был не только технологической, но и эстетической бомбой. Примерно как айфон в начале 2010-х. Первая "лейка" - еще без дальномера, по своим возможностям равная какой-нибудь позднейшей дешевой "смене" - была выбором художественной и дизайнерской элиты не только из-за технических параметров, но и из-за дизайна. Ну красивая же вещь! Ни убавить, ни прибавить! И размер, и обводы, и эргономика.

В СССР "лейки" освоили уже в 1934 году под названием ФЭД, а потом и "Зоркий" (и выпускали до середины 50-х в Харькове и Красногорске).

А вот дальше пути красногорских и харьковских дизайнеров разошлись: они стали конкурентами, хоть в советские годы это и было весьма стмволическим делом. Сначала совершенствовать начали линейку "Зорких" - появился "Зоркий С" чуть более высокой надстройкой.

Потом придумали "Зоркий 3", очень красивый аппарат. За ним - к 1956 году - модель 3С и 4, мало отличающиеся друг от друга.

Эта модель выпускалась очень долго, до 1980 года. В 70е годы перенесла фейслифтинг (точно такая же версия, но с курком, называлась Зоркий-4К).

Параллельно в начале 60х была попытка сделать Зоркие нового поколения и компоновки: Зоркий 6 как базовая модель без длинных выдержек...

И авангардный "Друг" как продвинутая версия. Обе эти линейки в середине 60х забросили как неперспективные: наступало время зеркалок.

А что в Харькове? Там в 1955 году вышел очень красивый и удачный ФЭД 2 (на нем не было длинных выдержек, зато был широкобазный дальномер).

В начале шестидесятых фэдовцы догнали Красногорск в смысле функционала: на ФЭД-3 не было выдержки 1/1000, в остальном полный аналог Зоркого-4.

А дальше, в середине 60-х, Харьков ушел вперед, потому что красногорские конструкторы уже не делали новых дальномерок. ФЭД-4 имел экспонометр - как Киев-3 и -4  и Зенит-Е.

Наконец, к концу 70-х на ФЭДе произошел редизайн всей линейки, и модели стали называться ФЭД-5. Были аппараты с экспонометром (5), без (5в) и с экспонометром и рамками в видоискателе (5с). Вот с этим дизайном ФЭД выпускали до середины 90-х.

А вам какая дизайнерская школа кажется убедительнее?

Комментариев нет:

Отправить комментарий