пятница, 4 января 2013 г.

Мастер-класс: возвращаем к жизни несчастные шляпки


Ася Аладжалова, коллекционер и историк моды: "Если перед вами "убитая" шляпка, но автор ее - не Эльза Скьяпарелли собственной персоной, можно и нужно отнестись к ней творчески. В конце концов, наши бабушки относились к таким вещам без лишнего пиетета".


 В этом мастер-классе для начинающих поклонниц и собирательниц винтажа  Ася покажет, как из дамских noname-аксессуаров прошлых эпох можно создать эффектный элемент ретрокостюма.


Итак, мы о дамских шляпках. Шляпа - это прежде всего форма. Получив - о, как часто это бывает - посылку с чем-то бесформенным, попытайтесь сначала понять, как ЭТО должно сидеть на голове. Тут вам в помощь старые фотографии и модные журналы. Экспериментируйте - не обязательно, что "там где бантик - там назад"...

Если шляпа имеет жесткую основу (например, синтетическую сетку, которую мастерицы зовут "рабицей"), придется применить грибок для штопки и отпариватель. Роль последнего может сыграть и обычный современный утюг с паром. Грибок для штопки подставляете к помятому месту с изнанки. С лица работаете паром - до того, как смятое место примет нужную вам форму. Внимание, если вы отпариваете утюгом, то прикасаться к шляпке его поверхностью категорически не надо!

Бывает, что шляпка из бархата или другой мягкой ткани покрыта пятнами. Сначала попытайтесь выяснить их происхождение. Некоторые пятна - например, жирные - можно попробовать вывести современным пятновыводителем (только предварительно попробуйте его действие на изнаночном участке).

Решиться на влажную чистку бархатной шляпки - очень рискованный шаг. Как бы то ни было, все украшения - ленты, цветы и прочее - необходимо снять во избежание гибели. Приклеить весь декор обратно совсем несложно - современные текстильные клеи при аккуратном применении творят чудеса.

Отмыв шляпку каким-либо средством, убедитесь, что вы хорошо его смыли. Иначе, высохнув, вещь вас разочарует - мне доводилось видеть, как бархат после водной процедуры превращался в что-то наподобие "меха мокрой крысы"... Когда шляпа высохнет - а сушить ее лучше в нейтральном сухом воздухе и уж точно не на батарее или полотенцесушителе - снова беритесь за отпариватель. Придайте шляпе необходимую форму, надев ее предварительно на голову и определив, как она будет сидеть.




Особая статья - шляпки, украшенные синтетическими цветами. Такие шляпки очень эффектны - но только не в мятом виде, когда они выглядят просто жалко. Тут надо расправлять каждый цветок вручную и, придерживая лепестки пальцами, отпаривать. Главное - не обжечься в процессе и не напиться от радости при виде результата.








Фетровые шляпки 40-х - 50-х годов очень часто уже проходили подобную реабилитацию - еще лет 20 назад, когда их примеряли на карнавал дочки первых владелиц. Они могут быть надорваны, иметь дыры - особенно там, где к ним крепились булавки, банты, фетровые вставки. Склеивать такие разрывы бесполезно - лучше сшивать. Если шов получился не слишком аккуратным, посмотрите, какие декоративные элементы могли быть на этой шляпе в свое время - бисер, стеклярус, стразы, цветы, перья. Не стесняйтесь - ваши бабушки тоже украшали такие шляпы всем этим в пору их общей молодости.



Если шляпа приобрела складки или заломы от того, что первая владелица всегда носила шляпную булавку, а последние лет 30 ее оттуда забыли вынуть, вам придется либо вставить на это место новую булавку, либо сшить данное место так, чтобы залом выглядел естественно и аккуратно (на фото).




Осмотрите шляпу и попытайтесь понять, от чего произошла каждая дырочка. Была здесь булавка, цветок, или это просто повреждение? Если последнее, то его можно замаскировать декоративными элементами - брошью, булавкой, крупным стразом. У меня была шляпа, об которую, кажется, затушили окурок. Я спасла ее при помощи крупного страза - тоже 50-х годов (хорошо, когда за годы собирательства накапливается целая шкатулка "запчастей"!).



И о шляпных лентах. Если выход в свет уже завтра, и потому купить аутентичную шляпную ленту вы не успеваете - не отчаивайтесь. Не забывайте о том, что в середине прошлого столетия в большой моде была вышивка и вязание крючком. Так что украшение можно создать и своими руками.




Если же времени у вас достаточно, и вы можете выбрать шляпные ленты, сетки и резинки в магазине - не забудьте, что для фетровых шляп всегда использовалась особая, немного рельефная лента. Не путайте ее с  атласными лентами для упаковки подарков, которые уместны, пожалуй, только для украшения летних соломенных шляп-канотье.

Однако то, что относится к лентам, неверно для сеток (они же - вуали). Поверьте: если у вас нету сетки, то лучше обойтись без нее, чем применять вместо сетки кусок тюлевой шторы, кромсать нижнюю юбку от свадебного платья или резать сачок для бабочек. Сетка должна быть правильной - или не быть вообще.

И last but not least. Крайне редко удается подобрать винтажную шляпу нужной эпохи точно по размеру вашей головы. Поэтому нам приходится пользоваться шляпными резинками. В отличие от шляпной ленты и вуалеток, резинки продаются во многих магазинах рукоделия. Они бывают нескольких диаметров и разных цветов. Но самое главное - шляпные резинки в сечении круглые, а не плоские. Подбирать оттенок шляпной резинки можно либо по оттенку волос владелицы, либо по цвету самой шляпы. Для того, чтобы правильно пришить резинку, наденьте шляпу так, как вы собираетесь ее носить, и примерьте резинку, чтобы шляпа плотно держалась на вашей голове. Да, на всякий случай: в большинстве дамских шляпок резинка носится не как на строительной каске, под подбородком, а либо под волосами на затылке, либо над короткой прической. К шляпе резинка пришивается по бокам над ушами или чуть позади них к тулье. Иногда в этом же месте крепятся гребни, фиксирующие шляпку к волосам. Постарайтесь пришить резинку к внутренним деталям шляпы, но так, чтобы шов не был виден снаружи.

Напоследок еще раз подчеркну: все мои советы по реанимации шляпок "малой кровью" - для тех вещей, которые не имеют музейной ценности и которые вы не слишком боитесь потерять из-за случайной капли клея или неловкого движения утюгом. Действительно ценные экземпляры нуждаются в настоящей реставрации, о которой нужно писать отдельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий