четверг, 30 декабря 2021 г.

Поездка на юг-1961, ч. 4

 Итак, мы оставили - на целую неделю, но тут виной предновогодняя гонка на работе - наших героев в Ясной Поляне, когда они посетили дом-музей и могилу Льва Толстого и собрались дальше на юг по Симферопольской трассе. В этот момент в фотоаппарате штурмана сменилась катушка пленки. А в альбоме - страница, которая почему-то оказалась последней заполненной. Увы. И то - лишь намечена, но не доведена до конца, в отличие от пленочной летописи. Что помешало дооформить такой хороший альбом, мы теперь уже совершенно точно не узнаем, даже если вдруг каким-то чудом герои наши в конце обретут имя и биографию.



"Москвич" весело катит по дороге, идет все тот же длинный день 9 августа - первый день Поездки-на-юг. Тут интересно, что вообще-то наши герои, как мы помним, едут со средней скоростью 50-60 км/ч (поскольку жена, она же штурман, играет роль "естественного ограничителя скорости", прямо как в фильме "К Черному морю"). Значит, продвигаются они вовсе не с привычными нам по современной М2 темпами, и где-то к Орлу должны как следует притомиться.

Кто едет медленнее, чем туристический "Москвич"? Ну, например, грузовики всех мастей - от полуторок и трехтонок, помнящих войну, до вполне современных по тем временам ЗиЛ-164 и ГАЗ-51А. Крейсерская скорость тогдашнего - исправного и в хорошем состоянии! - грузовика была примерно 40 - 50, тяжело груженого порой и меньше. У нас на дворе август, значит, в Черноземье самое начало уборочной страды. И грузовиков на трассе, которая обслуживала не только крупные города, но и вообще все "нанизанные" на нее области, было очень, очень много.

Кто обгоняет "Москвичи", устремляясь к югу со скоростью под, а иногда и за "сотню"? "Волги", "ЗиМы" (если водитель темпераментный или начальник в кресле сзади спешит)... "Чайки" и легковые "ЗиСы"-"ЗиЛы" за малочисленностью в расчет не берем... И еще - иномарки, трофейные из тех, что помощнее и поживее, и "дипломатические" либо "туристические". 1961 год - время относительного, но все же расцвета международного автотуризма в СССР: не в том смысле, что наши вдруг, не дай Боже, ездили по европам, а наоборот.

Вот - рядом с пижонской новенькой "Волгой" стоит "Шевроле". - Трофейная? - Союзническая!

Тянется длинная, хотя и оживленная "книзу" от областного центра Тульская область. Щекино - Плавск (красивое кафе с заправкой - пропустили, не засняли! штурман заснула?) - Чернь... И вот уже граница Орловской области, и первый город на пути - прекрасный Мценск. Сервисный комплекс и гостиницу "просвистели" без остановки - может, там особо и мест не было... Впрочем, у Валентина Катаева, который выдерживал примерно ту же скорость движения в 1951 году, герои тоже попадают в Мценскую гостиницу в несуразное время: днем. И проводят там только послеобеденный сон.

Обратите внимание: на интуристов (вероятно, за приносимую ими твердую валюту) так рассчитывали, что аж продублировали латиницей указатели!

Ну, а за Мценском уже рукой подать до Орла - богатый, крупный областной центр, одна из столиц Черноземья. Здесь - остановимся подробнее, как остановились и наши герои.

А герои наши первым делом пошли, похоже, на базар. Потому что именно квартал городского рынка находится сейчас у них справа, а стоят они на нынешней улице Гагарина и смотрят на трамвайное движение по Гостиной улице. Справа спереди - краеведческий музей, слева, в здании с венецианским окном на втором этаже - финансовый колледж, что было тогда - не знаю. Мужик-колхозник на телеге - очевидно, едет с рынка, грузовик столь же колхозного вида - возможно, оттуда же.
А по Гостиной улице едут трамваи Ф+КП - подарок от города-героя Москвы городу-герою Орлу в порядке восстановления в городе после войны трамвайного движения. Ходили они в Орле до 1966 года. Ф - "Фонарный" - вагон называется по фонарю на крыше, а КП - он справа, его тащит "эфка" - "Коломенский прицепной". Трамвайные вагоны Ф были двухосные, то есть довольно короткие, прицепные вагоны С - тоже, а вот более новые моторные вагоны КМ (коломенские моторные) и КП были четырехосными, значит - длинее и более вместительные. Из этого в логике трамвайного хозяйства Москвы в довоенные годы следовало, что сцеплять надо крест-накрест: к Ф цеплять длинные КП, а к КМ короткие С. Так эти составы и уехали в Орел.
А еще посмотрите на орловских мужчин. Суровые, деловые, просто одетые, жилистые.

В то время областные центры РСФСР - города контрастов: вот вам крестьянская лошадка еще одна, а вот вам и новейшая ГДРовская техника - грузовик ИФА вагонной компоновки.

Грузовики возят длинномеры - или просто дрова. Молодые девушки одеваются в модный полосатый трикотаж, юноши по-битнически носят костюмчики без галстучков, а взрослые женщины верны после-, если не довоенным фасонам. Город живет, город многослоен, движется с разной скоростью - то, чего так не хватает в наше время и в нашей Москве, увы.

(продолжение следует!)

Поездка на юг-1961, ч. 3

 И снова к нашим горьковчанам. Настал день (мы видим, что это 9 августа 1961 года), когда они из Москвы действительно отправились на юг. По той самой Симферопольской трассе, которая была построена в 1946 - 50 годах, частично используется и сейчас и называется "Крым" (однако по всем известным причинам в Крым, увы, больше не ведет).




Это сейчас, с расширением Москвы до Щербинки и постройкой новой Симферопольки Подольск - ближайший пригород, а Серпухов - не слишком дальнее Подмосковье. В 1961 году Подольск был "первым крупным городом на трассе", доехать до Серпухова было отдельным путешествием, а Тула - тем более, что "жена не дает превышать 60 км/ч"! - вообще дальняя даль. Тем не менее, до Тулы добрались всего за 3 часа: вот что значит отсутствие пробок, средняя скорость очень близка к цифре на спидометре.

Про "автобан имени Сталина" на Крым я могу рассказывать долго. Есть общеизвестная легенда, что в 1946 году вождь решил зачем-то поехать в традиционный августовский отпуск на юг не на поезде, как обычно, а в автомобиле ("Паккард", кажется, но неважно). И где-то в черноземных уездах между Тулой и Орлом большак - без "твердого покрытия" - оказался раскисшим (кто ездил, скажем, к покойному дяде Мише Красинцу в Черноусово, знает, что такое раскисший чернозем!). Машины встали, вождя эвакуировали, но ситуация ему крайне не понравилась, и он распорядился - немедля построить асфальтовую трассу "от" и "до", срок три года.

Я, честно говоря, считаю это столь же достоверной мотивацией, сколь и "палец Николая Первого на линейке, отразившийся в виде Веребьинского обхода Николаевской ж.д.". Программа строительства улучшенных трасс - была (и, кстати, самой "крутой" с дорожной точки зрения трассой была не М2, а М1 - Минка, по которой, в целом, и сейчас ездим примерно в том же виде, в каком ее построили тогда). Трасса на Крым рекламировалась как "сделанная для отдыха трудящихся": по ней действительно немедленно запустили автобусы и даже маршрутные такси из Москвы в Крым: железная дорога не справлялась.

Парадное описание этой трассы можно найти в повести Валентина Катаева "Поездка на юг" - это прямо-таки классический советский "репортаж из пресс-тура", золотое перо СССР прокатили с семьей на "Победе-кабриолете"с шофером (!) в литфондовский дом отдыха (Коктебель, кажется, прямо-таки). 1951 год. А наши герои-горьковчане едут, напомню, десять лет спустя.

Но. Отображенные на пленках достопримечательности поразительно напоминают те, что описаны у Катаева. В смысле, их отбор. То ли они читали и штудировали этот очерк, то ли был какой-то "протограф" типа путеводителя, но совпадения налицо. Дом-музей Ленина в Подольске Катаев упомянул "по должности", наши герои пропустили. А вот дальше - Ока, Тула, металлургический гигант на выезде из нее и Ясная Поляна. И тем завершается вторая пленка этого архива.


Ока, вид с более не существующего двойного автомобильно-железнодорожного моста. Старая трасса до сих пор не соединена в этом месте, между Серпуховом и Заокским - дыра. Железнодорожный новый мост, конечно, есть, но автомобилисту только грустно облизнуться и поехать в объезд - по новой Симферопольке.


Вот такую ширину имела трасса М2 сразу после постройки. Узко, но ровно, асфальт был хорошего качества, вспоминают ездившие.


Памятник командиру "Варяга" Рудневу около въезда в Тулу - сама скульптура стоит, а вот этого панно перед ней уже нет.


Вот тут у меня возникает гипотеза, что мужчина - преподаватель не чего-нибудь, а "Водника" (Академии водного транспорта) в Горьком, и что он отставной военный моряк. Иначе - зачем ему именно Руднев?
Широкая улица на въезде в центр Тулы - Октябрьская, путепровод через железную дорогу, церковь впереди справа - Сергия Радонежского, узнаваемый неовизантийский стиль. Кто из участников фестиваля "Автострада" не езживал здесь, кто не радовался!
Перекресток улиц Октябрьская и Горького, как атрибутировал migo21.
Площадь Челюскинцев, памятник красноармейцам - установлен в 1936 году, демонтирован в 1989.
А попали наши герои на площадь Челюскинцев (ныне Крестовоздвиженскую) не просто так: они, как мы помним из альбомной записи, искали, где бы плотно позавтракать. А именно в этом конструктивистском здании расположена тульская Фабрика-кухня.
И, в точности как у Катаева в повести, на выезде из Тулы наших горьковчан поразил Косогорский металлургический завод.
А дальше - в ближнем пригороде Тулы - снова деревенская идиллия: переезд через реку Воронку. Только вот гусей не хватало - впрочем, вон они, справа!

И - нельзя просто так ехать в Крым и не заехать в Ясную Поляну, не причаститься Толстому! А ларьки с мороженым и тогда были, и сейчас есть...

вторник, 14 декабря 2021 г.

Поездка на юг-1961, ч. 2

Наша горьковская пара, между тем, продолжает ехать на юг. Точнее, начинает. Вот - еще немного страниц из альбома и первая пленка из семи.






5:30 утра. Машина наполнена необходимыми вещами - старт от многоэтажки в центре Горького.



Впереди - недавно реконструированная трасса до Москвы (ныне М7). По всем газетным реляциям, она новенькая и скоростная. Но, однако, практика показывает, что не все так гладко. Вот - еще разворот из альбома, вчитаемся. Непредвиденные объезды (потеря скорости), локальная "транспортная политика" городов Владимирской области, отсутствие мест, где поесть по пути...


А как хорошо начиналось, какие были мечты об автопутешествии)) реальность, как обычно, оказалась несколько сложнее. Настолько, что даже люди, видевшие войну, это не могут не заметить. В целом же - Горьковка тогда выглядела вот так, как на картинках. Телеграфные столбы, редкий поток (хотя по тогдашним понятиям - оживленно, вон, целых 4 машины в кадре!).


Когда штурману скучно, она начинает фотографировать на ходу - "поливать" из своего ФЭДа или "Зоркого". Фото иногда бывает и резкое - а почему? Потому что сделано с обочины, они за какой-то надобностью остановились. А на ходу - и, даже можно бы не пытаться, там светочувствительность, наверное, 32 или максимум 64 единицы, светосила объектива 3,5... Без шансов, товарищи, без шансов на скорости.


Проезжаем город Вязники. Сейчас - безумно унылый, снабженный объездной. А тогда - вон какой красавец-городок: московская пижонская "Волга", автостанция на базарной площади, местное население пешком либо на мотоциклах... Местный пик благосостояния - "Москвич-400" без поворотников, обратите внимание - полностью штатная комплектация! В целом же - смотрите, вон он, город для людей без машин; нравится?



Базар. Палатки. Купили яблок. Мужики ходят опасные, в широких штанах и белых майках, как будто щас закурить попросят. В общем, серьезно все так, не то что в этих ваших мегаполисах. Не погуляешь расслабленно, скажем прямо. Кстати, замечу, что мы сейчас любуемся фотографиями того же Брессона, сделанные чуть раньше в Москве и других городах СССР - кажется, дело не только и не столько в искусстве фотографа. Дело в особой колоритности самой среды - предметный мир с наслоениями от XIX века до атомной эры, контрасты между деревенской и городской манерами одеваться, разные коды одежды...


А пока всмотримся в то, как одета наша героиня: очень современно, надо сказать, одета для 1961 года. Остромодные туфельки, которые только около 1960 года пошли в производство (сужу по музею обувной промышленности в Кимрах), платье-халат с застежкой спереди, короткая стрижка. Впрочем, ничего удивительного - это вузовский преподаватель в большом городе, напомню.


Во что одеты женщины из Вязников, на этих фото тоже видно: блузка+юбка, часто и платочек.


Потом Владимир. И, наконец, Москва: сначала окрестности Авиамоторной...


Потом по достопримечательностям, то есть прямо на Красную площадь.


Итак - 450 км позади, еще 2000 впереди. "Москвич" в норме, с друзьями (там тоже есть фотографии) повидались, полет отличный!


И вот еще один важный нюанс нашей истории: видите значок справа на лобовом стекле? "Р" - Ручное управление! То есть это инвалидная версия Москвича-407 - 407Б, распределявшаяся - как мне подсказал опытный коллега Андрей Богомолов - через систему собесов. Машину можно было получить в пользование (конечно, их не хватало), а можно было в какой-то момент и выкупить. Мотоколяски-"моргуновки" выкупали реже, а настоящие машины - "Запорожцы" и "Москвичи" - чаще.

четверг, 9 декабря 2021 г.

Поездка на юг-1961

Ушедшим летом мы с друзьями, как тот Лукашин в бане, были по традиции в Нижнем Новгороде. Зашли там в антикварный магазинчик и купили немножко частной истории.

То есть сначала Анна Гончарова навела на сам магазинчик, потом мы по нему разбрелись, и я заинтересовался коробкой с негативами, купив две коробки, то есть семь полных 35-мм пленок... А чуть позже Алексей Петухов и Михаил Кудряшов нашли полагающийся к ним бумажный альбом и подарили его мне со словами "Пиши, пиши свою повесть, кому говорят!".



Надеюсь, что уже скоро будет что показать. Но пока что - давайте просто погрузимся в атмосферу. Итак, в альбоме и на пленках - путешествие семейной пары средних лет (похоже, преподавателей горьковских вузов) на "Москвиче-402" или раннем "407" по маршруту Горький - Москва - Евпатория и обратно. Вот он, советский средний класс тех времен. К вопросу о том, что автомобиль в те годы мог иметь только номенклатурщик или жулик; это, конечно, слишком смелое обобщение. По фото видно, что тут уже не молодежь: судя по всему, как минимум, мужчина из этой пары воевал. Свежий Москвич или уже подержанный - тоже трудно сказать, но в любом случае он еще в полном расцвете сил: 4 года максимум, значит, почти новый.



Автопутешествия в те годы обладали совершенно завораживающим флером. Это был самый комфортный из свободных видов отдыха и самый свободный из комфортных. А потому - престижный. Кроме того, не будем забывать, что не все - по возрасту ли, по привычкам и медицинскому статусу - могли выбрать второй вид свободного отдыха, а именно пешие либо водные спортивные походы с палатками. Про альпинизм уж молчу - он точно был для здоровых и подготовленных. Поэтому те, кто не хотел или не умел доставать путевки в дома отдыха, не любил пуще жизни стоять в очередях к вокзальным кассам, не имел достаточной авантюрной жилки (и, кстати, денег), чтобы снимать "у хозяина" домик в той же Прибалтике... Те покупали автомобиль и ехали на нем "дикарями" на море. Кто на юг, а кто на север, это уж индивидуально.
ПС: была еще опция для горьковчан, ей пользовались мои бабушка с дедушкой - они брали самые дешевые билеты на регулярные пароходные рейсы по Волге в апреле и октябре и путешествовали так каждый год. Но об этом как-нибудь потом.
ППС: фото путешествия наших героев в Крым - продолжать?